В различных регионах Древнего мира применялись разные технологии декорирования текстиля: ручная роспись, печать на ткани, вышивка, узорное ткачество. Роспись ткани перьями, палочками, кистями считается самым ранним из них. Постепенно она трансформировалась в печать на ткани, позволявшую быстрее воспроизводить рисунок. Один из ее видов получил название "ручная набивка" или "набойка". Именно ткань, по выражению знаменитого российского книговеда Евгения Львовича Немировского, стала "первым материалом, на котором люди научились оттискивать красочные изображения". Деревянная доска с вырезанным орнаментом покрывалась краской, плотно прижималась к полотну, а затем мастер простукивал ее киянкой, набивая рисунок на ткань. Это и есть самый ранний и наиболее простой метод набойки. Неслучайно тех, кто занимался "наведением узоров", на Руси называли набойщиками, а порой — "колотильщиками". Полученные таким способом узорчатые ткани тоже получили название "набойка", иногда "выбойка", что зависело от вида используемой деревянной формы и ткани: по льну — набойка, по хлопчатобумажной ткани — выбойка.
Набойка — это искусство украшения тканей узором с помощью резных досок. Термин «набойка» связан с технологией производства: для получения оттиска на ткани по деревянной форме следовало ударить специальным молотком или штамп с силой прижимался к материалу рукой мастера. Из ткани украшенной набойкой шили мужскую и женскую одежду, скатерти, полотенца, одеяла, попоны для лошадей, изготавливали знамена и прочее.
Искусство украшения текстиля орнаментом насчитывает не одну тысячу лет. "Искусство украшать ткани, — отмечал профессор Николай Николаевич Соболев в своем труде по истории набойки, — очевидно, пришло на смену искусству украшать себя. Татуирование тела сменилось раскрашиванием от руки одежды".
На Руси появление печатных материй относят к Х—XI векам. Именно этим временем датируют кусочки шерстяной домоткани с набивными узорами, обнаруженные в XIX веке археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым в курганах у села Левенка Стародубского уезда (современная Брянская область). Большие круги с крестами внутри нанесены черной краской на ткань, бывшую когда-то красной. Прибыла ли она из Византии или только повторяет византийские тканые узоры на шелке, ученые выясняют до сих пор. Как и то, пришло ли искусство набивать ткани на Русь напрямую с Востока через Волжский торговый путь или же из Византии, славившейся искусными красильщиками тканей.
Яркость узоров на ткани напрямую зависела от применяемых в работе красок. В ранней набойке использовали пигменты, разведенные на олифе, поэтому она называлась масляной. Самым древним и распространенным красителем был черный, получаемый из древесной сажи, а также красный, добываемый из растения марены и насекомого червеца. Набойщик Фатьян сказывал о том, откуда получали краски: "Вот полотно: под песню прядено, под сказку ткано, на мартовском снегу белено. Мы к ткачихину художеству свое приложили. Краски натуральные: от матушки сырой земли, и от коры березовой, осиновой, от дерева сандала, от ягод, от цветущих трав".
Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – позволявшие окрашивать лен в стойкие и яркие оттенки синего цвета. Для этого использовали местное растение вайду или заморский краситель индиго. Нарядные белые узоры, проявлявшиеся на синем фоне в процессе крашения, часто расцвечивали от руки яркими "рябинками" или "оживками" красного, желтого, зеленого цветов, которые добавляли еще большей праздничности рисунку. Этим, как правило, занимались женщины. Лучше других синить холсты умели на Русском Севере — в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губерниях.
И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины. Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20 х 20 см. Толщина – 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.
Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.
Так благодаря хольмгардским мастерам и проекту "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" учащиеся из школ новгородской области узнали больше о том, как украшали ткани в Средневековье
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению, например, ткацкой мастерской. Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков, подробности - по ссылке
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
Набойка — это искусство украшения тканей узором с помощью резных досок. Термин «набойка» связан с технологией производства: для получения оттиска на ткани по деревянной форме следовало ударить специальным молотком или штамп с силой прижимался к материалу рукой мастера. Из ткани украшенной набойкой шили мужскую и женскую одежду, скатерти, полотенца, одеяла, попоны для лошадей, изготавливали знамена и прочее.
Искусство украшения текстиля орнаментом насчитывает не одну тысячу лет. "Искусство украшать ткани, — отмечал профессор Николай Николаевич Соболев в своем труде по истории набойки, — очевидно, пришло на смену искусству украшать себя. Татуирование тела сменилось раскрашиванием от руки одежды".
На Руси появление печатных материй относят к Х—XI векам. Именно этим временем датируют кусочки шерстяной домоткани с набивными узорами, обнаруженные в XIX веке археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым в курганах у села Левенка Стародубского уезда (современная Брянская область). Большие круги с крестами внутри нанесены черной краской на ткань, бывшую когда-то красной. Прибыла ли она из Византии или только повторяет византийские тканые узоры на шелке, ученые выясняют до сих пор. Как и то, пришло ли искусство набивать ткани на Русь напрямую с Востока через Волжский торговый путь или же из Византии, славившейся искусными красильщиками тканей.
Яркость узоров на ткани напрямую зависела от применяемых в работе красок. В ранней набойке использовали пигменты, разведенные на олифе, поэтому она называлась масляной. Самым древним и распространенным красителем был черный, получаемый из древесной сажи, а также красный, добываемый из растения марены и насекомого червеца. Набойщик Фатьян сказывал о том, откуда получали краски: "Вот полотно: под песню прядено, под сказку ткано, на мартовском снегу белено. Мы к ткачихину художеству свое приложили. Краски натуральные: от матушки сырой земли, и от коры березовой, осиновой, от дерева сандала, от ягод, от цветущих трав".
Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – позволявшие окрашивать лен в стойкие и яркие оттенки синего цвета. Для этого использовали местное растение вайду или заморский краситель индиго. Нарядные белые узоры, проявлявшиеся на синем фоне в процессе крашения, часто расцвечивали от руки яркими "рябинками" или "оживками" красного, желтого, зеленого цветов, которые добавляли еще большей праздничности рисунку. Этим, как правило, занимались женщины. Лучше других синить холсты умели на Русском Севере — в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губерниях.
И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины. Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20 х 20 см. Толщина – 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.
Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.
Так благодаря хольмгардским мастерам и проекту "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" учащиеся из школ новгородской области узнали больше о том, как украшали ткани в Средневековье
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению, например, ткацкой мастерской. Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков, подробности - по ссылке
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд