Напомним, что в рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" (подробности - по ссылке) этой осенью мы провели множество интерактивных уроков по истории Древней Руси. В частности на одной из наших площадок ребята из новгородской области смогли узнать, как в старину выпекали хлеб, и даже попробовать испечь несколько лепешек самостоятельно. Сейчас и у вас есть возможность узнать больше о том, что поведали школьникам наши мастера.
Прежде напомним вам, что Хольмгард основан на собирательном образе древнерусского поселения и за счет близости к Скандинавии впитал в себя влияние двух культур: скандинавской и древнерусской. Ведь в нашем регионе эти два мира тесно переплетены. Даже в таком специализированном деле как выпечка хлеба много сходств: находки инструментов, утвари, ингредиентов схожи между собой, что и подтверждается археологическими исследованиями. Поэтому без упоминания северных соседей нам не обойтись.
В культуре Руси хлеб - очень важный продукт для семьи, его ели часто. Важность хлеба закрепилось в нашем самосознании и через пословицы и поговорки, например, "хлеб - всему голова". Сейчас в магазинах хлебов большое разнообразие, но в Средние века хлеб в основном изготавливали из ржаной муки: рожь относительно других культур хорошо вызревает в северных регионах (Новгородское княжество, Скандинавия). Кроме ржи, как доказано археологами, что на севере довольно часто использовали ячменную муку и иногда цельнозерновую полбяную муку из полбы и спельты - такие зерновые на севере Европы вызревали лишь в некоторых областях. И чем южнее, тем чаще встречается пшеница, полба и ячмень. Из-за нехватки зерна в неурожайный год в хлеб могли добавлять горох, кору деревьев, лишайники, сорные травы.
В отличие от Руси, в Скандинавии хлеб не составлял основу рациона - из злаков чаще делали каши. Например, в Исландии эпохи викингов в некоторых семьях ели хлеб не чаще одного раза в неделю (злаки на острове растут неохотно), а у нас и, например, в Дании, то есть регионах, где климат теплее, хлеб могли есть каждый день.
Распространенная и простая форма хлеба - плоская лепешка. Но при использовании различных разрыхлителей, опары, форма и объем изделий мог меняться.
Само выпекание хлеба занятие небыстрое. Опишем вам рецепт приготовления хлеба найденного археологами. Согласно химическому анализу, этот хлеб состоял из ячменной муки, цельнозерновой муки, толченый семян льна, воды и масла, или жира. Прежде выпекания самого хлеба нужно сделать закваску: взять ржаную муку, смешать с водой, оставить на сутки. И эту операцию необходимо повторить несколько дней подряд.
После делаем опару - в емкость кладем закваску, наливаем воду, после сыпем муку; замешиваем, накрываем полотенцем или дощечкой, чтобы с воздухом не соприкасалось, оставляем примерно на 12 часов.
После уж можно готовить тесто. Берем готовую опару, воду, муку, соль, масло или жир. Замешиваем тесто. Из него создаем желаемую форму хлеба, после ставим буханки к печке, чтобы хлеб "подошел" - увеличился в размере, приобрел красивый цвет. Далее хлеб отправляется в печь на хлебопекарной лопате. Ей же можно подпереть заслонку печи, чтобы плотнее закрыть, да в печи было жарче.
Когда хлеб испечется, нужно даль ему остыть и внутри доферментироваться. Так что его накрывают полотенцем и оставляют на 2-3 часа, и только потом употребляют в пищу.
К хлебу и труду пекарей относились всегда с уважением. Сами подумайте, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь одну буханку, сколько сил приложить. И это уважение прививалось с детства: археологи в Новгороде нашли игрушечный хлеб в виде круглого подового каравая с нарезками на корке. А в берестяной грамоте, найденной там же, решение о сватовстве подтверждается интересной формулой, своего рода заклинанием: «А где мне хлеб, там и тебе» (Грамота № 731). Предполагается, такая фраза являлась клятвой и уверением в верности, и означала, что жизни автора и адресата теперь неразрывно связаны.
Вот так все было непросто и интересно с выпеканием хлеба в Средневековой Руси.
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению, например, пекарни. Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков.
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
Прежде напомним вам, что Хольмгард основан на собирательном образе древнерусского поселения и за счет близости к Скандинавии впитал в себя влияние двух культур: скандинавской и древнерусской. Ведь в нашем регионе эти два мира тесно переплетены. Даже в таком специализированном деле как выпечка хлеба много сходств: находки инструментов, утвари, ингредиентов схожи между собой, что и подтверждается археологическими исследованиями. Поэтому без упоминания северных соседей нам не обойтись.
В культуре Руси хлеб - очень важный продукт для семьи, его ели часто. Важность хлеба закрепилось в нашем самосознании и через пословицы и поговорки, например, "хлеб - всему голова". Сейчас в магазинах хлебов большое разнообразие, но в Средние века хлеб в основном изготавливали из ржаной муки: рожь относительно других культур хорошо вызревает в северных регионах (Новгородское княжество, Скандинавия). Кроме ржи, как доказано археологами, что на севере довольно часто использовали ячменную муку и иногда цельнозерновую полбяную муку из полбы и спельты - такие зерновые на севере Европы вызревали лишь в некоторых областях. И чем южнее, тем чаще встречается пшеница, полба и ячмень. Из-за нехватки зерна в неурожайный год в хлеб могли добавлять горох, кору деревьев, лишайники, сорные травы.
В отличие от Руси, в Скандинавии хлеб не составлял основу рациона - из злаков чаще делали каши. Например, в Исландии эпохи викингов в некоторых семьях ели хлеб не чаще одного раза в неделю (злаки на острове растут неохотно), а у нас и, например, в Дании, то есть регионах, где климат теплее, хлеб могли есть каждый день.
Распространенная и простая форма хлеба - плоская лепешка. Но при использовании различных разрыхлителей, опары, форма и объем изделий мог меняться.
Само выпекание хлеба занятие небыстрое. Опишем вам рецепт приготовления хлеба найденного археологами. Согласно химическому анализу, этот хлеб состоял из ячменной муки, цельнозерновой муки, толченый семян льна, воды и масла, или жира. Прежде выпекания самого хлеба нужно сделать закваску: взять ржаную муку, смешать с водой, оставить на сутки. И эту операцию необходимо повторить несколько дней подряд.
После делаем опару - в емкость кладем закваску, наливаем воду, после сыпем муку; замешиваем, накрываем полотенцем или дощечкой, чтобы с воздухом не соприкасалось, оставляем примерно на 12 часов.
После уж можно готовить тесто. Берем готовую опару, воду, муку, соль, масло или жир. Замешиваем тесто. Из него создаем желаемую форму хлеба, после ставим буханки к печке, чтобы хлеб "подошел" - увеличился в размере, приобрел красивый цвет. Далее хлеб отправляется в печь на хлебопекарной лопате. Ей же можно подпереть заслонку печи, чтобы плотнее закрыть, да в печи было жарче.
Когда хлеб испечется, нужно даль ему остыть и внутри доферментироваться. Так что его накрывают полотенцем и оставляют на 2-3 часа, и только потом употребляют в пищу.
К хлебу и труду пекарей относились всегда с уважением. Сами подумайте, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь одну буханку, сколько сил приложить. И это уважение прививалось с детства: археологи в Новгороде нашли игрушечный хлеб в виде круглого подового каравая с нарезками на корке. А в берестяной грамоте, найденной там же, решение о сватовстве подтверждается интересной формулой, своего рода заклинанием: «А где мне хлеб, там и тебе» (Грамота № 731). Предполагается, такая фраза являлась клятвой и уверением в верности, и означала, что жизни автора и адресата теперь неразрывно связаны.
Вот так все было непросто и интересно с выпеканием хлеба в Средневековой Руси.
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению, например, пекарни. Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков.
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд