Кроме рассказа о кузнечном ремесле - ковке и обработке изделии из металла - в нашей локации "Кузница" уделяется внимание и чеканке монет. Сегодня и вы можете узнать, что рассказывают ребятам наши мастера об этом явлении.
Земли Руси в эпоху Средневековья не знали не только собственного золота и серебра, но даже собственной меди. Ни одно месторождение не было разведано вплоть до XVII столетия, а серьёзная промышленная разработка началась только в XVIII в. До этого времени все русские монеты, ювелирные украшения, предметы утвари создавались нашими, мастерами из привозных металлов. Эти металлы поступали прежде всего за счёт колоссального притока иноземных денег — в виде торговых пошлин и платы за воск, лес, пеньку, меха.
В IX—XI столетиях по территории Древней Руси проходили международные торговые пути первостепенной важности. Города богатели благодаря собственным купеческим предприятиям, а также налогам, взимавшимся со скандинавов, арабов, византийцев, гостей из Западной Европы. На просторах Руси не счесть кладов и погребений, содержащих иноземные монеты. Арабские тонкие дирхемы, византийские золотые солиды, серебряные миллиарисии, медные фоллисы, западноевропейские денарии. Чужие деньги широко использовались в любых сделках, это было в порядке вещей.
Арабские дирхемы. Эти крупные серебряные монеты, но совсем тонкие. На них не было никаких изображений, только надписи, зато качество чеканки такое, что можно без труда прочитать и название города и год, где и когда монета была выпущена. Дирхемы выпускались на протяжении многих столетий В IX—XI вв. они имели хождение на огромном пространстве от Средней Азии до Ирландии и от Норвегии до Египта. Проба серебра изменялась у них очень медленно. Таким образом, дирхемы играли роль исключительно надежной валюты: повсюду и везде люди доверяли их «доброкачественности».
По землям Древней Руси проходило несколько торговых артерий международного значения. Соответственно во всех крупных русских городах оседала «самая ходячая» монета раннего Средневековья –арабский дирхем. Историкам известно множество кладов, состоящих из десятков, сотен и даже тысяч дирхемов. Самый значительный из них был найден в 1973 г. под Полоцком, у деревни Козьянки. Он состоит из 7660 дирхемов Арабского халифата X столетия. Общий вес клада около 20 килограммов! Учёные считают, что это казна Полоцкого княжества, по каким-то причинам потерянная, быть может, украденная.
Иногда дирхем оказывался слишком крупным расчётным средством, и тогда монету разрезали на части. Удивительно но каждой части доверяли настолько же, насколько и целому дирхему. В источниках того времени арабских «гостей» именуют ногатами, а их чуть более «лёгкую» версию — кунами. Располовиненную куну-дирхем называли характерным словечком «резана».
Вес и проба сребреников «гуляли» в широких пределах. Видимо для международной торговли или платежей наёмникам специально выпускались монеты высокой пробы, т. е. с высоким содержанием чистого серебра. Таких — меньшинство. Остальные содержат более низкий процент серебра. Очень много сребреников в основе своей, как это ни парадоксально, медные! Эту медь лишь слабо «облагораживала» ничтожная серебряная примесь, или, как говорят нумизматы, «следы серебра». Медных сребреников примерно 70—80 % от общего числа, а высокопробных — менее 5 %. Это неудивительно: при отсутствии собственных запасов благородных металлов приходилось хитрить и экономить…
Сам выпуск первых монет свидетельствует о благоприятном состоянии торговли и богатстве князей того времени. Но это благоденствие длилось относительно недолго. Сначала иссяк мощный поток восточного серебра, обогащавший Русь, затем изменились торговые пути, и, наконец, наступило время политической раздробленности Руси, разорительное для страны.
Западноевропейские серебряные монеты ещё продолжали поступать на Русь. Но в XII в. и эта «река обмелела»: деньги «испортились». Теперь в них добавляли слишком мало серебра, и международная торговля того времени «брезговала» недоброкачественной монетой. Вот она и не доходила до русских земель и княжеств.
На Руси установился так называемый безмонетный период. Он продлился весь XII, XIII и большую часть XIV в.
В эпоху расцвета Древнерусского государства киевским правителям этого показалось мало. Князь Владимир Святой, крестивший Русь в конце X столетия, решил завести собственную монету. Она должна была, во-первых, подтвердить господство правящей династии и, во-вторых, познакомить подданных с символами новой для них религии. В то же время как реальному платёжному средству монетам местного выпуска следовало напоминать внешним видом давно привычные, вошедшие в оборот деньги соседей.
Первые монеты из золота и серебра — златники и сребреники — выпускались недолго, всего лишь несколько десятилетий на рубеже X—XI вв. Сохранилось их менее трёх с половиной сотен, причём абсолютное большинство составляют сребреники. Они изготовлялись при князьях Владимире Святом, Святополке Окаянном, Ярославе Мудром. Златники были фактически скопированы с византийских солидов— монеты, широко распространённой в обращении того времени. Гораздо сложнее дело обстоит со сребрениками. Их крупный тонкий диск напоминает арабские дирхемы. Но изображения на них (с местными, разумеется, поправками) восходят к греческой культурной традиции, давшей Руси христианство. Владимир Святой чеканил на сребрениках свой портрет — с длинными усами, со скипетром, венцом правителя и нимбом. На другой стороне — Господь, который правой рукой делает благословляющий жест, а в левой держит Священное Писание.
Сребреники Владимира явно делали киевские мастера, и эта работа была им в новинку. Техника изготовления монет оставалась несовершенной, а рисунок — примитивным. Так, к поясному изображению князя Владимира прибавляли маленькие ножки, и оно превращалось в ростовое. Для византийцев поясной портрет императора на монетах был вполне привычным, а вот на Руси он вызвал непонимание. Впоследствии изображение Бога заменили на родовой знак правящей династии.
Лучшие образцы сребреников были изготовлены в Новгороде Великом, когда там княжил Ярослав Владимирович, впоследствии прозванный Мудрым. На одной стороне сребреника — изображение святого Георгия, христианского покровителя князя Ярослава, а на другой — трезубец и круговая надпись: «Ярославле серебро». Новгородские сребреники отличаются от большинства киевских качеством изображения и соразмерностью композиции. Эти монеты больше похожи на ювелирные украшения — медальоны, подвески, и были своего рода вершиной древнерусского монетного искусства, который не превзойдён на протяжении 700 лет, вплоть до Петровской эпохи. Современные историки пишут о них с восхищением: «Не будет преувеличением признать эти м шедевром монетного дела для всей Европы и Византии начала XI в. Исполнитель штемпелей был выдающимся мастером..,».
Технология чеканки монет в раннем Средневековье на Руси заключалась в следующем. Все начиналось с обработки сырья. В основном это была иноземная серебряная монета, которую очищали от примесей и переплавляли. Полученные слитки перерабатывали в проволоку нужного диаметра, которая резалась на фрагменты необходимой длины, плющились и отжигались для придания им пластичности. Удар молотка превращал их в тонкие бесформенные пластинки. Это были заготовки будущих монет.
Сама чеканка осуществлялась парой штемпелей. На рабочих поверхностях штемпелей имелись негативные изображения сторон будущей монеты. Нижний штемпель закреплялся в специальной подставке, верхний штемпель чеканщик держал в руке, наставляя его на положенную на нижний штемпель заготовку. Штемпеля получали, выбивая их на раскалённом железе с помощью закалённых маточников, имевших рельефное изображение или надпись. Чтобы сделать маточник, требовалась матрица, на которой вырезалось негативное изображение или надпись будущей монеты. На предварительно размягчённом маточнике с помощью матрицы выбивали рисунок или надпись, которые в дальнейшем дорабатывались резцами. Из-за несовершенной технологии вырезки заготовки часто имели неровные или обрубленные края.
Спасибо мастерам наших интерактивных уроков истории и быта Древней Руси за подробный рассказ для наших гостей - школьников новгородской области, что посетили крепость этой осенью в рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси"
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
Земли Руси в эпоху Средневековья не знали не только собственного золота и серебра, но даже собственной меди. Ни одно месторождение не было разведано вплоть до XVII столетия, а серьёзная промышленная разработка началась только в XVIII в. До этого времени все русские монеты, ювелирные украшения, предметы утвари создавались нашими, мастерами из привозных металлов. Эти металлы поступали прежде всего за счёт колоссального притока иноземных денег — в виде торговых пошлин и платы за воск, лес, пеньку, меха.
В IX—XI столетиях по территории Древней Руси проходили международные торговые пути первостепенной важности. Города богатели благодаря собственным купеческим предприятиям, а также налогам, взимавшимся со скандинавов, арабов, византийцев, гостей из Западной Европы. На просторах Руси не счесть кладов и погребений, содержащих иноземные монеты. Арабские тонкие дирхемы, византийские золотые солиды, серебряные миллиарисии, медные фоллисы, западноевропейские денарии. Чужие деньги широко использовались в любых сделках, это было в порядке вещей.
Арабские дирхемы. Эти крупные серебряные монеты, но совсем тонкие. На них не было никаких изображений, только надписи, зато качество чеканки такое, что можно без труда прочитать и название города и год, где и когда монета была выпущена. Дирхемы выпускались на протяжении многих столетий В IX—XI вв. они имели хождение на огромном пространстве от Средней Азии до Ирландии и от Норвегии до Египта. Проба серебра изменялась у них очень медленно. Таким образом, дирхемы играли роль исключительно надежной валюты: повсюду и везде люди доверяли их «доброкачественности».
По землям Древней Руси проходило несколько торговых артерий международного значения. Соответственно во всех крупных русских городах оседала «самая ходячая» монета раннего Средневековья –арабский дирхем. Историкам известно множество кладов, состоящих из десятков, сотен и даже тысяч дирхемов. Самый значительный из них был найден в 1973 г. под Полоцком, у деревни Козьянки. Он состоит из 7660 дирхемов Арабского халифата X столетия. Общий вес клада около 20 килограммов! Учёные считают, что это казна Полоцкого княжества, по каким-то причинам потерянная, быть может, украденная.
Иногда дирхем оказывался слишком крупным расчётным средством, и тогда монету разрезали на части. Удивительно но каждой части доверяли настолько же, насколько и целому дирхему. В источниках того времени арабских «гостей» именуют ногатами, а их чуть более «лёгкую» версию — кунами. Располовиненную куну-дирхем называли характерным словечком «резана».
Вес и проба сребреников «гуляли» в широких пределах. Видимо для международной торговли или платежей наёмникам специально выпускались монеты высокой пробы, т. е. с высоким содержанием чистого серебра. Таких — меньшинство. Остальные содержат более низкий процент серебра. Очень много сребреников в основе своей, как это ни парадоксально, медные! Эту медь лишь слабо «облагораживала» ничтожная серебряная примесь, или, как говорят нумизматы, «следы серебра». Медных сребреников примерно 70—80 % от общего числа, а высокопробных — менее 5 %. Это неудивительно: при отсутствии собственных запасов благородных металлов приходилось хитрить и экономить…
Сам выпуск первых монет свидетельствует о благоприятном состоянии торговли и богатстве князей того времени. Но это благоденствие длилось относительно недолго. Сначала иссяк мощный поток восточного серебра, обогащавший Русь, затем изменились торговые пути, и, наконец, наступило время политической раздробленности Руси, разорительное для страны.
Западноевропейские серебряные монеты ещё продолжали поступать на Русь. Но в XII в. и эта «река обмелела»: деньги «испортились». Теперь в них добавляли слишком мало серебра, и международная торговля того времени «брезговала» недоброкачественной монетой. Вот она и не доходила до русских земель и княжеств.
На Руси установился так называемый безмонетный период. Он продлился весь XII, XIII и большую часть XIV в.
В эпоху расцвета Древнерусского государства киевским правителям этого показалось мало. Князь Владимир Святой, крестивший Русь в конце X столетия, решил завести собственную монету. Она должна была, во-первых, подтвердить господство правящей династии и, во-вторых, познакомить подданных с символами новой для них религии. В то же время как реальному платёжному средству монетам местного выпуска следовало напоминать внешним видом давно привычные, вошедшие в оборот деньги соседей.
Первые монеты из золота и серебра — златники и сребреники — выпускались недолго, всего лишь несколько десятилетий на рубеже X—XI вв. Сохранилось их менее трёх с половиной сотен, причём абсолютное большинство составляют сребреники. Они изготовлялись при князьях Владимире Святом, Святополке Окаянном, Ярославе Мудром. Златники были фактически скопированы с византийских солидов— монеты, широко распространённой в обращении того времени. Гораздо сложнее дело обстоит со сребрениками. Их крупный тонкий диск напоминает арабские дирхемы. Но изображения на них (с местными, разумеется, поправками) восходят к греческой культурной традиции, давшей Руси христианство. Владимир Святой чеканил на сребрениках свой портрет — с длинными усами, со скипетром, венцом правителя и нимбом. На другой стороне — Господь, который правой рукой делает благословляющий жест, а в левой держит Священное Писание.
Сребреники Владимира явно делали киевские мастера, и эта работа была им в новинку. Техника изготовления монет оставалась несовершенной, а рисунок — примитивным. Так, к поясному изображению князя Владимира прибавляли маленькие ножки, и оно превращалось в ростовое. Для византийцев поясной портрет императора на монетах был вполне привычным, а вот на Руси он вызвал непонимание. Впоследствии изображение Бога заменили на родовой знак правящей династии.
Лучшие образцы сребреников были изготовлены в Новгороде Великом, когда там княжил Ярослав Владимирович, впоследствии прозванный Мудрым. На одной стороне сребреника — изображение святого Георгия, христианского покровителя князя Ярослава, а на другой — трезубец и круговая надпись: «Ярославле серебро». Новгородские сребреники отличаются от большинства киевских качеством изображения и соразмерностью композиции. Эти монеты больше похожи на ювелирные украшения — медальоны, подвески, и были своего рода вершиной древнерусского монетного искусства, который не превзойдён на протяжении 700 лет, вплоть до Петровской эпохи. Современные историки пишут о них с восхищением: «Не будет преувеличением признать эти м шедевром монетного дела для всей Европы и Византии начала XI в. Исполнитель штемпелей был выдающимся мастером..,».
Технология чеканки монет в раннем Средневековье на Руси заключалась в следующем. Все начиналось с обработки сырья. В основном это была иноземная серебряная монета, которую очищали от примесей и переплавляли. Полученные слитки перерабатывали в проволоку нужного диаметра, которая резалась на фрагменты необходимой длины, плющились и отжигались для придания им пластичности. Удар молотка превращал их в тонкие бесформенные пластинки. Это были заготовки будущих монет.
Сама чеканка осуществлялась парой штемпелей. На рабочих поверхностях штемпелей имелись негативные изображения сторон будущей монеты. Нижний штемпель закреплялся в специальной подставке, верхний штемпель чеканщик держал в руке, наставляя его на положенную на нижний штемпель заготовку. Штемпеля получали, выбивая их на раскалённом железе с помощью закалённых маточников, имевших рельефное изображение или надпись. Чтобы сделать маточник, требовалась матрица, на которой вырезалось негативное изображение или надпись будущей монеты. На предварительно размягчённом маточнике с помощью матрицы выбивали рисунок или надпись, которые в дальнейшем дорабатывались резцами. Из-за несовершенной технологии вырезки заготовки часто имели неровные или обрубленные края.
Спасибо мастерам наших интерактивных уроков истории и быта Древней Руси за подробный рассказ для наших гостей - школьников новгородской области, что посетили крепость этой осенью в рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси"
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд