Ткачество в Древней Руси
В рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" этой осенью мы провели множество интерактивных уроков по раннесредневековой истории Руси. Так на одной из наших площадок ребята из новгородской области смогли узнать о древнерусском ткачестве. А сейчас и у вас есть возможность узнать, что же поведали школьникам наши мастера.
Рассказ о текстиле следует начать с разговора о сырье. Основным источником материала для создания тканей в эпоху Древней Руси была шерсть — козья или овечья, такая шерсть имеет длинное волокно и прекрасно подходит для производства нитей. Шерсть, состриженная с животного, имеет массу посторонних включений, попросту говоря мусора. Первейшая задача - очистить такую шерсть вручную. Работа несложная, ее часто поручал детям. Но в действительности работа была очень грязная и производилась подальше от жилых помещений, например, под хозяйственным навесом. Очищенную шерсть вычесывали специальными чесалками, чтобы завершить очистку и выпрямить вдоль волокон, помещали под гнет. Далее из такой шерсти сворачивали определенными образом кудель, и только потом уже с помощью веретена пряли нити. Пряха держит веретено в одной руке, в другой вытягивает из кудели, закреплённой специальной спицей, волокно, начало нити прикрепляется к вершине веретена, затем веретено закручивают, потом отпускают, и во время вращения пряха вытягивает волокно из кудели. Таким образом нить скручивается благодаря вращению веретена. Обычно нити были одинарными, но для тканей более ценных, их свивали между собой.
Помимо шерсти, нити изготавливались из растительного сырья - конопля, крапива, лён. Разберем процесс на примере льна. Когда у льна поспевало семя, его дергали с корнем, связывали в снопы и ставили для просушки параллельными рядами. Стебли сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали на дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола. Они позволяли отделить волокна льна от жесткой древесной оболочки («костицы»). Делали это при помощи специальных приспособлений — мялки и трепалки. Мялка — устройство, с помощью которого в старину отделяли волокна льна или конопли от жесткой древесной оболочки с помощью «била»: горсть хорошо высушенного льна без семенных коробочек — «тресты» клали поперек бревна мялки и вдавливали билом в щель, от чего костица ломалась. Било поднимали, передвигали горсть и снова надавливали билом. Когда костица на большей части стебля измельчалась, горсть переворачивали, брали за другой конец и проделывали всю операцию снова. Затем тресту зажимали билом и продергивали, удаляя костицу и оборванные волокна.
Так же для очистки льняного волокна от костицы использовали орудие в виде тонкого деревянного ножа — трепало. Представляет трепало легкую дощечку из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало, а для слабого и путаного льна требовалось трепало легкое и короткое.
Трепанием льна занимаются обычно девушки и женщины. Это тяжёлая и грязная работа. За день трепания все вокруг покрывается серой льняной пылью. Лица приходилось закрывать платками, чтобы не надышаться.
После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель — волокно для прядения нитей.
Прядение растительных нитей по аналогии с прядением шерсти.
Готовую нить можно было использовать для сшивания текстильных изделий, для вязания, а так же для заправки в ткацкий инструмент.
Были распространены вертикальные ткацкие станки, такие могли стоять в каждом доме: деревянная рама на ножках, где сверху вниз протягивали нити основы. А нить утка (поперечную) продевали с помощью вилкообразного челнока. Рядом со станком подвешивали детскую люльку, чтобы хозяйка во время такой долгой и кропотливой работы могла параллельно заниматься своими родительскими обязанностями. Но не стоит думать, что работа с текстилем исключительно женское занятие, в реальности такой работой занимались представители обоих полов.
Обратите внимание на ширину полотна на станке. Оно достаточно узкое, около 40-45 см. Это во многом обуславливало крой раннесредневековой одежды. Ткань старались как можно меньше резать, поэтому основную часть рубахи — стан, выполняли из цельного куска и по бокам для нужной ширины изделия пришивали клиновидные вставки и ластовицы.
Ткачи применяли несколько видов переплетений нитей: полотняное, когда нитки располагаются в шахматном порядке, саржевое, когда со сдвигом и образуется рисунок из диагональных полос, и сложное, когда из нитей ткали сложный рисунок или орнамент.
Если нужен был пояс, очелье обмотки на ноги, то их ткали другими способами – на бедро или дощечках. Изготовления поясов на дощечках - древнейший способ. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.
Ещё один способ связан с применением инструмента называемом бердо - дощечка с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продеваются нити основы. Здесь работает тот же принцип, что и на большом ткацком станке: нужно в шахматном порядке переплести длинные нити основы и перпендикулярные нити утка. Для этого необходимо поочередно поднимать бердом четные и нечетные нити, в получившийся зев прокладываем челноком уток и подбиваем получившийся ряд ткацким ножом, снова меняем положение берда и повторяем процедуру, и так до окончания длины нитей основы.
О крашении ткани.
Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. Шерсть же от природы имеет различные цвета, но природную гамму можно обогатить путем крашения. Шерсть, или другу нить, либо готовую ткань могли окрасить различные оттенки. Источники стойких пигментов — это различные части растений, мхи, минералы и даже грибы. Излюбленные яркие богатые цвета — ярко-красный и синий индиго получали с помощью привозных дорогостоящих красителей из теплых стран — корня марены и индиго соответственно. Владелец таких одежд показывал свое благосостояние, высокий статус и удачливость в делах.
Красильни, как правило, располагались у водоемов и вдали от жилых построек, так как многие красители были ядовиты, а для производства требовалось много воды.
Таким образом, ребята узнали, что изготовление ткани и одежды от сбора сырья до пошива очень кропотливое дело. Новгородские школьники в рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" познакомились с несколькими способами ткачества и попробовали себя в качестве ткача под руководством наших мастеров. А теперь и вы смогли, возможно, узнать о древнерусском ткачестве чуть больше.
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению ткацкой мастерской. Это и другие изображения из конкурсного поста созданы для нашей будущей образовательно компьютерной игры.Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
В рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" этой осенью мы провели множество интерактивных уроков по раннесредневековой истории Руси. Так на одной из наших площадок ребята из новгородской области смогли узнать о древнерусском ткачестве. А сейчас и у вас есть возможность узнать, что же поведали школьникам наши мастера.
Рассказ о текстиле следует начать с разговора о сырье. Основным источником материала для создания тканей в эпоху Древней Руси была шерсть — козья или овечья, такая шерсть имеет длинное волокно и прекрасно подходит для производства нитей. Шерсть, состриженная с животного, имеет массу посторонних включений, попросту говоря мусора. Первейшая задача - очистить такую шерсть вручную. Работа несложная, ее часто поручал детям. Но в действительности работа была очень грязная и производилась подальше от жилых помещений, например, под хозяйственным навесом. Очищенную шерсть вычесывали специальными чесалками, чтобы завершить очистку и выпрямить вдоль волокон, помещали под гнет. Далее из такой шерсти сворачивали определенными образом кудель, и только потом уже с помощью веретена пряли нити. Пряха держит веретено в одной руке, в другой вытягивает из кудели, закреплённой специальной спицей, волокно, начало нити прикрепляется к вершине веретена, затем веретено закручивают, потом отпускают, и во время вращения пряха вытягивает волокно из кудели. Таким образом нить скручивается благодаря вращению веретена. Обычно нити были одинарными, но для тканей более ценных, их свивали между собой.
Помимо шерсти, нити изготавливались из растительного сырья - конопля, крапива, лён. Разберем процесс на примере льна. Когда у льна поспевало семя, его дергали с корнем, связывали в снопы и ставили для просушки параллельными рядами. Стебли сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали на дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола. Они позволяли отделить волокна льна от жесткой древесной оболочки («костицы»). Делали это при помощи специальных приспособлений — мялки и трепалки. Мялка — устройство, с помощью которого в старину отделяли волокна льна или конопли от жесткой древесной оболочки с помощью «била»: горсть хорошо высушенного льна без семенных коробочек — «тресты» клали поперек бревна мялки и вдавливали билом в щель, от чего костица ломалась. Било поднимали, передвигали горсть и снова надавливали билом. Когда костица на большей части стебля измельчалась, горсть переворачивали, брали за другой конец и проделывали всю операцию снова. Затем тресту зажимали билом и продергивали, удаляя костицу и оборванные волокна.
Так же для очистки льняного волокна от костицы использовали орудие в виде тонкого деревянного ножа — трепало. Представляет трепало легкую дощечку из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало, а для слабого и путаного льна требовалось трепало легкое и короткое.
Трепанием льна занимаются обычно девушки и женщины. Это тяжёлая и грязная работа. За день трепания все вокруг покрывается серой льняной пылью. Лица приходилось закрывать платками, чтобы не надышаться.
После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель — волокно для прядения нитей.
Прядение растительных нитей по аналогии с прядением шерсти.
Готовую нить можно было использовать для сшивания текстильных изделий, для вязания, а так же для заправки в ткацкий инструмент.
Были распространены вертикальные ткацкие станки, такие могли стоять в каждом доме: деревянная рама на ножках, где сверху вниз протягивали нити основы. А нить утка (поперечную) продевали с помощью вилкообразного челнока. Рядом со станком подвешивали детскую люльку, чтобы хозяйка во время такой долгой и кропотливой работы могла параллельно заниматься своими родительскими обязанностями. Но не стоит думать, что работа с текстилем исключительно женское занятие, в реальности такой работой занимались представители обоих полов.
Обратите внимание на ширину полотна на станке. Оно достаточно узкое, около 40-45 см. Это во многом обуславливало крой раннесредневековой одежды. Ткань старались как можно меньше резать, поэтому основную часть рубахи — стан, выполняли из цельного куска и по бокам для нужной ширины изделия пришивали клиновидные вставки и ластовицы.
Ткачи применяли несколько видов переплетений нитей: полотняное, когда нитки располагаются в шахматном порядке, саржевое, когда со сдвигом и образуется рисунок из диагональных полос, и сложное, когда из нитей ткали сложный рисунок или орнамент.
Если нужен был пояс, очелье обмотки на ноги, то их ткали другими способами – на бедро или дощечках. Изготовления поясов на дощечках - древнейший способ. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.
Ещё один способ связан с применением инструмента называемом бердо - дощечка с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продеваются нити основы. Здесь работает тот же принцип, что и на большом ткацком станке: нужно в шахматном порядке переплести длинные нити основы и перпендикулярные нити утка. Для этого необходимо поочередно поднимать бердом четные и нечетные нити, в получившийся зев прокладываем челноком уток и подбиваем получившийся ряд ткацким ножом, снова меняем положение берда и повторяем процедуру, и так до окончания длины нитей основы.
О крашении ткани.
Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. Шерсть же от природы имеет различные цвета, но природную гамму можно обогатить путем крашения. Шерсть, или другу нить, либо готовую ткань могли окрасить различные оттенки. Источники стойких пигментов — это различные части растений, мхи, минералы и даже грибы. Излюбленные яркие богатые цвета — ярко-красный и синий индиго получали с помощью привозных дорогостоящих красителей из теплых стран — корня марены и индиго соответственно. Владелец таких одежд показывал свое благосостояние, высокий статус и удачливость в делах.
Красильни, как правило, располагались у водоемов и вдали от жилых построек, так как многие красители были ядовиты, а для производства требовалось много воды.
Таким образом, ребята узнали, что изготовление ткани и одежды от сбора сырья до пошива очень кропотливое дело. Новгородские школьники в рамках проекта "Хольмгард - северное сердце Древней Руси" познакомились с несколькими способами ткачества и попробовали себя в качестве ткача под руководством наших мастеров. А теперь и вы смогли, возможно, узнать о древнерусском ткачестве чуть больше.
Надеемся, что это вас вдохновит на участие в конкурсе рассказов по изображению ткацкой мастерской. Это и другие изображения из конкурсного поста созданы для нашей будущей образовательно компьютерной игры.Если вам ближе другие ремёсла в посте по ссылке есть, из чего выбрать.
Напоминаем вам, что кроме конкурса рассказов, мы проводим конкурс рисунков
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд