Кузнец - самая мифологизированная профессия древности, нашедшая отражение в сотнях сказок и былин. Археологами было найдено большое количество останков древних кузниц, и кузнечного инструмента. Большинство найденных кузниц можно условно отнести к так называемому сельскому ареалу. Другими словами, они обслуживали нужды деревенских поселенцев и использовались для создания орудий труда и бытовых изделий, обладали примитивным инструментарием и малыми габаритами. По археологическим данным типичная сельская кузница к. X - н. XI вв представляла собой помещение в среднем 3 на 3 метра с высотой стен также около 3х метров. Горн располагался по центру помещения, над ним в потолке было сделано отверстие для вытяжки дыма.
В связи с тем, что такое здание не подходит под наши задачи, так как кузница военного, а не бытового назначения, было принято решение за основу под будущую мастерскую взять, пожалуй, самый крупный памятник деревянного зодчества интересующего нас периода из Старой Ладоги - остатки так называемого “большого дома” - здания с размерами приблизительно 8 на 10 метров. Сама находка описана в статье за авторством Рябинина Е.А. “Новые данные о “больших домах” Старой Ладоги”. Стоит заметить, что в описанную конструкцию были внесены некоторые изменения в угоду безопасности и практичности.
Так как наша вариация реконструкции древнерусской городской кузницы ориентирована именно на воинские нужды княжеской дружины. В экспозиции будет представлена полная реконструкция этих и подобных инструментов, ориентированных на изготовление дружинного оружия, в полном объеме, от варки руды до итоговых слесарных, столярных, и ювелирных процессов. Такая кузница занималась ковкой и ремонтом оружия, инструмента и орудий дружинников и ополчения, олицетворяя собой высший статус в кузнечной иерархии.
Стоит также отметить, что среди знати и воинской элиты было широко распространено ювелирное дело. А точнее любовь к плодам ювелирного труда. Культура украшения оружия богато представлена самыми разными находками. Именно по этому проект кузницы включает в себя в том, числе и ювелирное оборудование для нанесения всечек, чеканки, гравировки. Помимо украшения самого оружия, также создавались декоративные элементы для доспехов, ремней, уздечек и многого другого. Общим мотивом в искусстве викингов на всем периоде его существования был т. н. «звериный стиль», широко распространившийся среди германских племен в эпоху Великого переселения народов. Наиболее «яркими» являются стили Борре и Осеберг. Характерная черта — зооморфные изображения, на которых головы животных на первом плане. Встречается в украшениях, деталях конской упряжи. Поверхность изделия украшается мелкими и объемными орнаментами, к которым относятся как геометрические узоры, так и зооморфные мотивы.